Таможенное право регулирует таможенные взаимоотношения, которые складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через государственную границу.
Определение 1
Под таможенным правом понимают комплексную отрасль правовых норм, установленных государством и предназначенных для регулирования общественных отношений, связанных с товарооборотом через государственную границу, взиманием пошлин, совершением таможенных операций, а также вопросам, связанными с внешней и внутренней политикой.
Субъекты таможенного дела: понятие и виды
Субъекты таможенного дела — участники таможенных правоотношений, обладающих взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.
Для целей систематизации и классификации все субъекты таможенного права принято классифицировать на две группы: обладающие властными полномочиями и не обладающие таковыми.
К первой группе принято относить Президента РФ, Правительство РФ, а также российские таможенные органы и их служащих. Специфика этой группы субъектов определяется возложенным на них кругом задач, функций, объемом прав и обязанностей каждого конкретного служащего таможенного органа. (Министерство экономически го развития и торговли РФ), в ведении которого находится федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и которое осуществляет контроль и координацию деятельности этой службы, а также функции по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Вторую группу составляют юридические и физические лица, участвующие в перемещении товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу России. Такое участие может быть как в прямой форме, когда товары перемещаются непосредственно либо самим физическим или юридическим лицом, либо перевозчиком, так и опосредованно, т.е. через представителя (таможенного брокера). Статья 4 ТКТС определяет таможенного брокера как юридическое лицо государства — члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза. Юридические и физические лица могут быть российскими или иностранными. Кроме того, физические лица — это и лица без гражданства. Российскими признаются юридические лица с местом нахождения в России, созданные в соответствии с российским законодательством, а также физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе зарегистрированные на ее территории в качестве индивидуальных предпринимателей. Эти лица имеют наибольшую правосубъектность из всех лиц, отнесенных ко второй группе.
В отношении иностранных юридических и физических лиц и лиц без гражданства ТКТС вправе устанавливать ограничения на осуществление определенных видов деятельности (например, осуществлять коммерческую деятельность в качестве владельца склада временного хранения — ст. 23 ТКТС) или проведение отдельных действий (например, в определенных случаях выступать в качестве декларанта — ст. 186 ТКТС).
В отношении физических лиц действует общее правило, согласно которому, если физическое лицо не заявило о своем статусе индивидуального предпринимателя, предполагается, что товар ввозится для личных (некоммерческих) целей. В противном случае такое лицо относится к категории юридических лиц и к нему применяются такие же правила, как и к юридическим лицам.
В уставных документах юридических лиц, осуществляющих перемещение товаров через таможенную границу России, обязательно должны содержаться положения, декларирующие их намерение осуществлять внешнеторговую деятельность.
Во вторую группу входят также субъекты таможенных правоотношений, не связанных непосредственно с перемещением товаров через таможенную границу, но оказывающих услуги по правильному совершению таких действий. К ним, в частности, относятся декларанты, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, таможенные брокеры (заинтересованные лица (лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально).
2. Таможенные органы Российской Федерации:структура, органы, полномочия
Таможенные органы России — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.
Таможенные органы Российской Федерации составляют единую систему, которая понимается как иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела. Они являются органами исполнительной власти. Их деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела.
Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.
Таможенные органы действуют под общим руководством Президента и Правительства Российской Федерации и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.
В единую систему таможенных органов входят:
Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
региональные таможенные управления Российской Федерации;
таможни Российской Федерации;
таможенные посты Российской Федерации.
Все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для практической реализации полномочий Российской Федерации в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений и финансируются за счет средств федерального бюджета,а также иных предусмотренных законодательством источников.
В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями и принимают решения в области таможенного дела.
Специализированные таможенные органы. В таможенной системе помимо обычных действуют и так называемые специализированные таможенные органы, и в частности специализированные РТУ, специализированные таможни и таможенные посты.
Так, например, специализированные РТУ — это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория Российской Федерации, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов (борьбой с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и пр.).
Специализированные таможни и таможенные посты — это таможенные органы, специализирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Например, Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области; энергетическая таможня — на таможенном контроле за перемещением энергоносителей через таможенную границу Таможенного союза; центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты, существующие в каждом таможенном регионе, — на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров.
Взаимоотношения в сфере таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.
Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).
Согласно статье 12 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы выполняют следующие основные функции:
1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
14) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
15) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
16) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.
Федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций согласно статье 19 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» обладают следующими полномочиями:
1) принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;
3) проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
4) требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
5) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;
6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
11) получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
в) о признании имущества бесхозяйным;
г) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации;
13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
14) реализуют иные права, предусмотренные настоящим данным ФЗ и иными федеральными законами.
3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации: функции и права
ФТС России — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Общее руководство остается за президентом и правительством. Правовые основы ее деятельности определены ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также Положением о Федеральной таможенной службе, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429.
В постановлении отмечено, что до принятия соответствующих правовых актов ФТС России осуществляет следующие функции: 1) обеспечивает ведение и опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, подготовку, утверждение и опубликование решений по вопросам, связанным с толкованием Товарной номенклатуры; 2) выдает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению; 3) осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов. Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными и правовыми актами Минэкономразвития, Минфина и Банка России, а также Положением о службе.
ФТС России в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
по согласованию с Министерством экономического развития и торговли:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
определять регион деятельности таможенных органов;
утверждать общие и индивидуальные положения о таможенных органах;
организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств службы за рубежом;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
создавать совещательные и экспертные органы в установленной сфере деятельности;
разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.
Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Минэкономразвития.
Руководитель службы имеет заместителей, назначаемых на должность по представлению его Министром экономического развития и торговли РФ.
Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца, а также различные счета в банках и органах федерального казначейства. Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.
4. Региональные таможенные управления: правовой статус, задачи, функции
Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ФТС России.
Вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. Всего их в Российской Федерации создано 7 (по числу федеральных округов).
Региональное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, ТКТС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и правительства РФ, нормативными актами Минэкономразвития и ФТС России, а также Положением о РТУ. Региональное управление решает возложенные на него задачи непосредственно, через подчиненные таможенные Органы, а также организации системы ФТС России во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Финансирование РТУ осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством источников.
Являясь юридическим лицом, РТУ имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати и штампы, счета в органах федерального казначейства и в банках.
В качестве правоохранительного органа РФ РТУ обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и законодательства об административных правонарушениях. Как орган дознания РТУ осуществляет свою деятельность в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Основными задачами РТУ в регионе деятельности являются: реализация таможенной политики России и Таможенного союза на подведомственной территории; организация таможенного дела; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности страны; обеспечение своевременного перечисления в полном объеме таможенных платежей в федеральный бюджет; разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля, механизма взимания таможенных платежей; обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществление контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства о таможенном деле и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы; организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела; руководство деятельностью подчиненных таможенных органов; содействие развитию внешнеэкономических связей на территории подведомственного региона и ряд других.
Функции РТУ сложны и многообразны и перечислить их можно в обобщенном виде. Это — организационные, аналитические, контролирующие деятельность подчиненных таможенных органов; функции, осуществляемые РТУ самостоятельно в сфере таможенного дела; направленные на повышение эффективности деятельности таможенных органов на подведомственной территории, включая и собственную.
5. Таможни: правовой статус, задачи и функции
Таможня входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и под непосредственным руководством соответствующего регионального таможенного управления, которому она подчинена. Решением ФТС по согласованию с Минэкономразвития России отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно Федеральной службе.
Таможни создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона.
Таможни подразделяются на так называемые пограничные и внутренние.
Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций, а вторые — в глубине таможенной территории, в местах концентрации участников внешнеторговой деятельности. Деление таможен Российской Федерации на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.
Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическому лицу атрибутами. Правовой основой деятельности таможни являются ТКТС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Общее положение о таможне от 12 января 2005 г.; специальными нормативными актами Правительства РФ и ФТС России могут определяться специфические особенности деятельности отдельных таможен, а также деятельность специализированных таможен.
Таможня решает возложенные на нее задачи непосредственно и через таможенные посты во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Таможня, являясь правоохранительным органом Российской Федерации, обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и законодательства об административных правонарушениях. Являясь органом дознания, таможня осуществляет свою деятельность в соответствии с УПК РФ.
Основными задачами таможни являются:
непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного режима;
осуществление мер по реализации таможенной политики РФ и Таможенного союза в регионе деятельности;
реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Таможенного союза, экономической безопасности РФ в части, относящейся к таможенному делу;
обеспечение в пределах своей компетенции в регионе защиты экономических интересов России;
обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенного законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ;
осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела с нарушением таможенных правил и т.д.
Функции таможен более конкретно раскрывают функции таможенных органов, закрепленные в ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Условно их можно разделить на три взаимозависимые группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.
6. Таможенные посты: правовой статус, задачи и функции
Таможенный пост входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФ либо РТУ в случае непосредственного подчинения управлению.
Территория региона деятельности таможенного поста определяется РТУ (в отношении таможенного поста, непосредственно подчиненного таможне, по представлению таможни) либо ФТС России по согласованию с Минэкономразвития.
Таможенный пост финансируется за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных российским законодательством источников.
Правовой основой таможенного поста является ТКТС, «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Общее положение о таможенном посте от 10 октября 2002 г.
В отличие от других таможенных органов таможенный пост не является юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образован и как юридическое лицо решением ФТС России по согласованию с Минэкономразвития. По согласованию с данным министерством ФТС специальными нормативными актами может определять специфические особенности деятельности отдельных таможенных постов.
Основные задачи таможенного поста: непосредственное осуществление таможенного дела в регионе деятельности; таможенное оформление и таможенный контроль; борьба с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.
Функции таможенных постов условно можно разделить на три взаимосвязанные: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические.
Для реализации возложенных функций таможенный пост обладает правами, предусмотренными ТКТС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Общим положением о таможенном посте.
Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела
Глава 3 ТК ТС.
про владельцев СВХ. таможенного склада, таможенных представителей и перевозчиков.
1) Таможенный представитель – юридическое лицо государства-члена таможенного союза
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
2) Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенный перевозчик обязан: 3) Владелец склада временного хранения – юридическое лицо государства-члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса.
Владелец склада временного хранения обязан: 1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при временном хранении товаров; 2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения; 3) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза; 4) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
4) Владелец таможенного склада 1. Владелец таможенного склада – юридическое лицо государства-члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 29 настоящего Кодекса.
Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Лица, уполномоченные декларировать таможенному органу товары и транспортные средства в торговом обороте.
Декларантами товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, могут выступать:
1. лицо государства — члена таможенного союза:
— заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
— имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;
— перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
— экспедитор, если он является лицом государства — члена таможенного союза;
2. иностранное лицо:
— физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
— пользующееся таможенными льготами (диппредставительства, консульства, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций);
— организация, имеющая представительство, созданная в установленном порядке на территории государства-члена таможенного союза при заявлении временного ввоза, реэкспорта, выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров для собственных нужд;
— имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-члена таможенного союза;
— перевозчик, если перевозка осуществляется в соответствии с международным договором государства-члена таможенного союза (Конвенция МДП, 1975 г.).
Порядок применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при таможенном транзите.
Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:
— банковской гарантией;
— поручительством;
— денежными средствами (деньгами);
— залогом имущества.
Банковская гарантия.
В соответствии с разделом II Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей, утвержденного распоряжением ГТК России от 29.10.2003 г. № 596-р и с учетом положений 2 – 5, за исключением пункта 2.2 Временного положения, утвержденного приказом ГТК России от 11.01.1996 г. № 18, при обеспечении уплаты таможенных платежей банковской гарантией, заинтересованное лицо должно представить в таможенный орган (таможню, РТУ) банковскую гарантию, по которой в течение двух рабочих дней таможенный орган принимает решение о ее принятии либо об отказе в принятии. Данное решение принимается начальником таможенного органа или заместителем начальника таможенного органа по экономике (заместителем начальника РТУ курирующим службу федеральных таможенных доходов).
Уплата таможенных платежей должна быть обеспечена непрерывно в течение всего срока действия обязательства. За двадцать дней до истечения ее срока действия, таможенным органом уведомляется принципал о необходимости представления новой банковской гарантии. По истечении срока действия банковской гарантии ее копия хранится вместе с подлинником новой банковской гарантии, представленной по тому же обязательству.
На основании принятой банковской гарантии уполномоченным отделом таможенного органа выдается таможенный приходный ордер (далее – ТПО), подтверждающий принятие в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей банковской гарантии.
Поручительство.
В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при таможенном транзите может быть использован договор поручительства.
Поручителем выступает владелец склада временного хранения (СВХ), таможенного склада (ТС) или магазина беспошлинной торговли (при перевозке товаров в адрес магазина беспошлинной торговли и в пределах суммы внесенного им обеспечения).
Основанием для заключения договора поручительства с владельцем СВХ/ТС являются, прежде всего, условия включения в Реестр владельцев СВХ и владельцев ТС, которые установлены действующим таможенным законодательством (обеспечение уплаты таможенных платежей в размере не менее 2,5 миллионов руб. и дополнительно 1000 руб. за один квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за один кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение — для владельцев СВХ/ТС открытого типа, а для владельцев СВХ/ТС закрытого типа — 2,5 миллионов руб.).
Таможня принимает договор поручительства, как при одной, так и при нескольких перевозках товаров на одном или на нескольких транспортных средствах. При этом ОКТТ таможни на основании ТПО, подтверждающего заключение в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора поручительства, осуществляет выдачу гарантийного сертификата и контролирует его использование.